Развитие электронного обучения в Нидерландах
Обучение всегда было немаловажным фактором формирования личности человека, так как для того, чтобы общество развивалось необходимо накапливать и передавать знания предыдущих поколений. Для обеспечения перспективного, конкурентоспособного, здорового будущего необходимо также заниматься и саморазвитием, участвовать в новейших разработках, в том числе программного обеспечения, осваивать существующие компьютерные технологии.
Есть такое выражение: без прошлого – нет будущего. В качестве подтверждения и констатации истинности этого утверждения может служить нам сама история. Для примера можно привести эволюцию компьютеров, которые впервые стали так называться с 1897 года и претерпевали постоянную модификацию. Причиной их изобретения явилась изначальная потребность в вычислениях, когда стали использовать счеты, изобрели двоичную систему, арифметическую машину, перфокарты. Постепенно разработки привели к созданию современных компьютеров, ноутбуков, а программное обеспечение содержится практически в каждом электронном устройстве, будь то планшет, или микроволновая печь, мобильный телефон, или роботизированный комплекс. Следовательно, все то, что мы имеем сегодня, в частности относительно компьютерных устройств – это результаты многолетних трудов тысяч ученых всего мира.
Помимо разработок, существовавших до нас, есть необходимость в нашем непосредственном участии, без которого невозможно создавать и совершенствовать что-либо еще. Однако без знаний азов, основных принципов работы на компьютере невозможно участвовать в новейших разработках. Именно по этой причине студент не может сразу становиться специалистом, профессионалом. Для достижения необходимого уровня подготовки специально существует несколько ступеней университетского образования. В качестве дополнительного освоения работы с информационными системами с целью должного овладения компьютерными технологиями перспективно обучение на компьютерных курсах, когда есть возможность проходить обучение в группе слушателей, или изучать компьютерные программы с преподавателем индивидуально.
С целью исследования данного направления для наиболее полного понимания процесса появления и внедрения электронного обучения следует определить круг задач: прежде всего, ответить на вопрос, что такое электронное обучение; установить какую роль играют информационные технологии в образовании; а также осветить историю развития электронного образования в Нидерландах.
Электронное обучение (англ. e-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) – это система обучения при помощи информационных и электронных технологий. Определение, данное специалистами ЮНЕСКО «e-learning – обучение с помощью интернета и мультимедиа». Самыми распространенными в e-learning являются системы дистанционного обучения – СДО, которые изначально включали в себя три направления: дистанционное обучение у преподавателей, курсы на компакт-дисках CD, DVD и использование электронных учебников. С 2010 года был внедрен четвертый тип системы – онлайн-курсы, позволяющие участвовать одновременно большому количеству слушателей. Помимо операционных систем, установленного на них программного обеспечения для полноценной работы с электронными материалами также необходим и доступ к сети интернет. Например, ФГОС ВО по направлению 45.03.02 «Лингвистика» (в пункте 7.1.2) устанавливает, что каждый студент в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде ВУЗа. При этом должна обеспечиваться возможность доступа обучающегося к данным из любой точки, где имеется доступ к сети «Интернет».
Возможности при электронном обучении очень широкие: использование экранов мультимедиа, социальных сетей, мобильных телефонов, компьютеров, специальных программ (MS Office, Open Office, Word, Excel, Power Point, Dreamwiever, Photoshop, Pinnacle Studio, AutoCad, 3D Studio Max и др.), повышение эффективности деятельности предприятий за счет оперативной передачи информации на большие расстояния. Например, в программе MS Project реализуется анализ, ход, управление рабочими проектами. Причем без внимания не останутся плановые и финансовые мероприятия, а возможность импорта и экспорта данных в пакет офисных программ MS Office также повышает производительность компаний. Электронное обучение имеет много плюсов, поскольку учащийся не несет затрат на покупку бумажной методической литературы, экономит время, постоянно может поддерживать свою квалификацию и полученные знания, просматривая видео или прочитывая новые публикации относительно интересующей тематики. Отрицательным является тот факт, что отсутствует физическая практика, характерная для некоторых профессий.
С течением времени, и развитием информационных технологий встал вопрос о том, как оптимизировать образовательный процесс за счёт применения современных технологий. Существенная важность такой оптимизации явилась основанием для создания электронного обучения в системе формального образования. Стало возможным обеспечивать дистанционное обучение студентов, что увеличило в частности продолжительность эффективного времени. Возникла потребность в информационном образовании населения, в том числе стало необходимым учить людей пользоваться компьютерами и электронными системами обучения. Появились такие понятия, как: «информатизация общества», «информационное общество и информационная культура».
На примере развития электронного обучения в Нидерландах мы можем убедиться в практической реализации принципа информатизации, и изучить, как происходил процесс адаптации дистанционных систем образования.
Первое министерство, названное Министерством образования, искусств и наук, в Нидерландах было образовано в 1918 году. Во времена войны 1940-1945 гг. министерство разделили на две части и переименовали в Департамент образования, науки и Департамент пропаганды, искусств. В 1965 г. отдел искусств был причислен к Министерству культуры, затем в 1982 г. – к Министерству здравоохранения, а в 1996 г. он снова вернулся в Министерство образования.
С 2002 года высшее образование в Нидерландах стало состоять из трех ступеней - бакалавриат, магистратура и докторантура, по мере прохождения которых учащиеся защищаются и получают соответствующие дипломы. Всего в стране насчитывается пятьдесят семь вузов, все из которых разделяются на три категории в зависимости от направления подготовки. Различают исследовательские, прикладные и вузы международного образования, в которых преподавание проводится исключительно на иностранных языках. Однако, равно как и в других странах, и в первых двух категориях вузов возможно обучение для иностранцев.
В последнее время появилась тенденция увеличения количества учебных программ, по которым обучение проводится на английском языке. Хотя это и вызывает противоречивые мнения, например, некоторые говорят о культурных и общественных ценностях страны, но такая политика располагает к большему притоку иностранцев, способствуя образованию международного класса.
Главным отличием системы образования в Нидерландах от Российской и стран Восточной Европы является проектно-ориентированная деятельность, когда студент замотивирован на самостоятельную работу, функционирование в коллективных дискуссиях, разработку собственного суждения. С этой целью на аудиторных занятиях преподаватели уделяют большее внимание четкой формулировке задач: контролируют ход выполнения проектов, оценивают изучаемый студентами материал на примере выполненных презентаций. Такой подход положительно влияет на подготовку специалистов в узких областях, на их последующее трудоустройство. Однако в силу ограничения поставленных целей существует недостаток в фундаментальных знаниях. На территории же России и стран СНГ система образования базируется, прежде всего, на аудиторной работе. Это лекции, семинары, лабораторные работы, в ходе которых основным действующим лицом является все же преподаватель. Для реализации знаний слушателю необходима практика, которая подкрепляется не только прослушанным количеством часов по предмету, но и самоподготовкой - возможно заранее поставленными, проработанными и решенными задачами.
Образование Нидерландов имеет структуру блоков. Это ряд задач по определенному направлению, после выполнения которых студент сдает экзамен и сразу приступает к следующей цепочке. В нашей стране продолжительность обучения обычно фиксирована и длительная подготовка в течение всего полугодия, как правило, венчается итоговыми экзаменами в конце каждого из двух семестров.
В Голландии уже с двенадцати лет начинают ориентировать человека для дальнейшего обучения, устраивая специальные тесты: на основании полученных результатов подростка определяют в один из четырех типов средних учебных заведений.
Немаловажным в системе образования голландцев является и тот факт, что каждый слушатель обязательно проходит стажировку, применяя полученные знания и защищая тем самым свой диплом. Любопытно, что система высшего образования Нидерландов по качеству занимает третье место после Финляндии и Сингапура.
Нидерланды являются высокотехнологичной развитой страной, применяющей самые передовые IT технологии в своей повседневной жизни. Даже самые простейшие и обыденные услуги реализуются в электронном виде при помощи компьютеров и интернета. Для идентификации личности каждый гражданин имеет встроенный чип в паспорте, в документах на машину, в водительском удостоверении, которые через компьютер отражают полную информацию о человеке. Мобильные телефоны применяются не только для переговоров, но и являются важным устройством со встроенными программами, посредством которых люди Нидерландов записываются на прием к врачу, узнают о погоде буквально за 15-20 минут до ее изменения, приобретают билеты, четко контролируют перемещение и время отправления транспорта. Например, на самом сайте 9292.nl (или для телефона это специальное приложение от него) возможен выбор оптимальных маршрутов, цен на билеты, удобного расписания; а если рейс задержится или отложится, то программа вовремя известит об этом и предложит иные варианты. Информация актуальна практически для любых видов городского транспорта.
Операционные системы, которые используются в мобильных телефонах на территории данной страны, аналогичны российским платформам - это IOS и Android. До 2019 года в телефонах применяли офисные программы, а с текущего периода правительство Голландии наложило запрет на использование офисного пакета программ Microsoft Office в мобильных телефонах на территории своей страны. Замечена передача, фиксирование и хранение информации государственных служащих в Соединенные Штаты Америки, что нарушает политику конфиденциальности.
Такие же операционные системы, как у нас установлены и на компьютерах, ноутбуках: Windows, Mac OS, Linux. В качестве браузеров в Нидерландах применяют Google Chrome, Opera, Mozilla Firefox, реже Internet Explorer, поскольку данный программный продукт давно устарел, медленно работает, поддерживает не все современные разработанные технологии и существует лишь как часть Windows, устанавливаясь автоматически вместе с операционной системой.
Основной поисковой системой, как и в большинстве европейских стран, является Google и Google Maps (для ориентира относительно городских маршрутов). Некоторые русскоговорящие граждане, проживающие на территории Нидерландов, предпочитают пользоваться привычным для них поиском сервиса Яндекс, имеющего карты, приложения для ведения бизнеса, контроль расхода средств, возможность ведения рекламы, электронную почту и другие российские разработки.
Нидерланды – страна, которая изобрела Bluetooth (беспроводную передачу информации в радиусе десяти метров). Технология основана на принципе распространения радиоволн определенной частоты. При этом сообщаются устройства: персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, проигрыватели, цифровые фотоаппараты, мышка, клавиатура, принтеры, беспроводная гарнитура, наушники и пр.
В стране существует ряд рейтинговых разработчиков программного обеспечения, известных во всем мире, к которым обращаются различные компании с других континентов. Одним из направлений подобных разработок является индустрия компьютерных игр, которая объединяет в себе не только творчество, но и самые последние технологические новшества.
Одним из последних современных направлений является создание так называемого виртуального офиса. Амстердамские разработчики предлагают предпринимателям арендовать такой офис с целью дистанционного ведения бизнеса. Для удобства общения с клиентами предусмотрен нанятый персонал, имеется юридический и фактический адрес. Основной принцип работы заключается в наличии сервера, позволяющего хранить большое количество информации, а также мощного программного обеспечения, позволяющего выполнять многие операции автоматически, без применения ручного труда. Подобный виртуальный офис возможен на территории любого города Голландии.
Одного интернета не достаточно для полноценной работы. С целью оформления текста, подготовки презентаций, работы с таблицами, формулами, функциями, массивами данных в Нидерландах используют пакет офисных программ MS Office: это, прежде всего Word, Excel, Power Point.
Все организации Нидерландов легкодоступны в интернете, как правило, у каждой компании имеется свой сайт, и она зарегистрирована в поисковой системе. Для удобства коммуникации с сотрудниками всегда можно найти контактные данные на одной из страниц ресурса. В стране пользуются такими распространенными социальными сетями, как: facebook, twitter, instagram, youtube, linkedin, а также программой messenger. Кроме обращений граждан по телефону, или электронной почте возможен вариант общения по видеосвязи посредством программы Skype. С помощью нее происходит не только консультационная работа, но это еще и важный инструмент, например, для обучения слушателей, для общения с широкой аудиторией. В случае невозможности присутствия докладчика лично, или онлайн, сегодня есть возможность трансляции сделанной заранее записи, что актуально для некоторых людей, находящихся на больших расстояниях от места событий.
На сегодняшний день голландские вузы предлагают более двух тысяч ста программ обучения на английском языке. Для поступления в подобный университет необходимо будет пройти тест по английскому TOEFL. В 2019-2020 годах в университете Гронингена и в Амстердамском свободном университете обучают студентов по таким специальностям, как: бакалавр по вычислительной технике, бакалавр компьютерных наук, бакалавр по искусственному интеллекту. Российские граждане, как и граждане других государств, в случае заинтересованности вправе пойти учиться, например, в эти университеты по данным направлениям.
Разработанная система дистанционного образования позволяет оптимизировать обучение слушателей различных возрастов за счет своей универсальности. При помощи нее участвовать в процессе могут люди из разных стран всего мирового сообщества. Появилась возможность дистанционно учиться, повышать квалификацию, выполнять тестовые задания, осуществлять преподавательскую деятельность, реализовывать новые модели, методы и схемы. Грамотно применяемый инструмент оказался существенным удобством для организации контроля процесса получения знаний, передачи информации. Наличие электронных библиотек в сети интернет позволяет пользователю ПК наиболее широко проработать материал по той или иной тематике, избегая необходимости обращаться к бумажной литературе, посещать общественные библиотеки.
Мировая практика показывает, что внедрение электронного обучения влияет на финансовый потенциал стран, и оно продолжает свое развитие. Создаются электронные кабинеты, учебные курсы, тренинги. Применяются практические и теоретические онлайн-курсы как в системе вузовского образования, так и среди всего населения. Количество ресурсов интернета постоянно увеличивается, а технология распространилась довольно широко
Несмотря на то, что жизнь в Нидерландах довольно дорогая, вузовское образование, полученное там, дает выпускникам большие перспективы. Однако следует внимательно заранее подбирать университет, поскольку есть много нюансов. Классические вузы имеют больший вес (они являются участниками международных рейтингов), нежели прикладные. Ценовая политика в институтах сильно разнится, а для получения наиболее полноценного образования после бакалавриата необходимо поступать в магистратуру, затем в аспирантуру.
Студентам в Нидерландах приходится не просто, так как существуют сложности с проживанием, а студенческие общежития практически отсутствуют. Около полутора тысяч евро в год затрачивается на учебные пособия, посещение профильных компаний, стажировки, форменную одежду. Обучение на бакалавра гражданину, не относящемуся к Евросоюзу, обходится в среднем приблизительно десять тысяч евро в год. Проезд в городах страны довольно дорогой, а налоги достигают порядка 50% от заработной платы. Цены в среде общепита везде одинаковы, что относительно ресторанов, что студенческих столовых, и они даже по меркам всей Европы считаются высокими.
Качественный уровень жизни в Нидерландах характеризует и их отношение к защите окружающей среды: существуют контейнеры для сбора разного типа отходов, приветствуется сдача пустых бутылок, наиболее популярным средством передвижения считается велосипед.
Незнание голландского языка не является неприличным, или зазорным, поскольку необходимый текст можно перевести, используя современные технологические разработки - через приложение на мобильном устройстве, или на компьютере. Поскольку студенты часто испытывают материальную потребность, в Нидерландах практикуется подработка в объеме не более десяти астрономических часов в неделю. Однако работодатели охотнее принимают на работу тех студентов, которые могут говорить по-голландски.
Закончив получать образование, выпускник университета сможет остаться проживать в стране при условии своего трудоустройства. В зависимости от уровня и направления подготовки существуют рабочие специальности, а также есть вариант остаться в вузе и практиковать по части проведения консультаций, занимаясь научной деятельностью. Очень большое значение на сегодня имеют профессии в области IT технологий: разработчики программного обеспечения, верстальщики, системные администраторы, программисты. Для работы потребуется открытие специальной визы, размер стоимости которой определяется исходя из минимальной зарплаты труда по данной профессии. К примеру, пятнадцатилетний человек зарабатывает от пятисот евро в месяц, а к двадцати годам и старше – уровень дохода начинается уже от полутора тысяч евро.
Всего в стране существует тринадцать государственных вузов, преподавание в которых ведется в основном на английском, реже немецком языках. Такой подход объясняется тем, что голландцы стремятся вовлечь в образовательную среду как можно большее количество студентов.
Навыки самостоятельности, умение пользоваться современными компьютерными программными продуктами выпускники университетов Нидерланд успешно реализуют в бытовых условиях. Кроме того, такой контроль посредством интернет технологий, когда фиксируются практически все действия граждан, является и средством для обеспечения безопасности населения.
Развлечения (за исключением столицы) в Нидерландах практически отсутствуют, поскольку жители ведут достаточно спокойный, размеренный образ жизни. Вместе с тем отношение ко всему окружающему и друг к другу довольно уважительное и демократичное. Семьи в основном заняты воспитанием детей, хозяйственными работами, трудятся на предприятиях. Климат довольно влажный и часто идут дожди. Такой образ жизни благоприятно сказывается на прогрессе общества и способствует развитию образования, новых технологий, разработок.
Качество образования в стране достаточно высокое, но существуют и сдерживающие его дальнейшее развитие факторы. Основным из них является полное или частичное отсутствие государственного финансирования – университет сам должен привлекать внебюджетные средства, добывать гранты, испытывать финансовые риски, не набрав должного количества обучающихся. Второй немаловажный фактор – многоступенчатая система, которая ведет к разобщению, разбросу, уходу от целого, когда одно единое разбивается на части и пытается выживать самостоятельно.
Материал подготовил Вишенков Игорь Михайлович, факультет лингвистики